Научить ребенка читать пробовал каждый родитель, но не каждый добился успеха. Какие есть методики обучения чтению и в чем их плюсы и минусы, рассказала Алена Ефимова, логопед, олигофренопедагог и основатель сети детских образовательных центров IQ POINT.
- 1. Методика запоминания букв с помощью звуковых ассоциаций Алены Ефимовой
- 2. Классический метод обучения чтению при помощи выделения первого звука из слова
- 3. Целостное запоминание слов по методике Глена Домана
- 4. Чтение по Монтессори
- 5. Обучение чтению кубикам Николая Зайцева
- Достижение баланса между безопасностью, пользой и удовольствием от обучения чтению
1. Методика запоминания букв с помощью звуковых ассоциаций Алены Ефимовой
Данная методика применяет мнемотехнику и способна помочь детям запомнить буквы за одну демонстрацию. К каждой букве предлагаются картинки, создающие ассоциацию буквы с его звучанием. При этом предлагаемая к букве картинка соответствует форме заданной буквы, а также издаваемый объектом звук соответствует звучанию этой буквы. Например, для запоминания буквы «З» к букве предлагается изображение пчелы, форма которой повторяет форм буквы «З», с добавлением звука “з-з-з-з-з”. Это объясняется ребенку как звук крыльев.
А, например, к букве «Х» предлагается дублирующая картинка в виде скрещенных костей как на пиратском флаге. При этом ребенку эмоционально рассказывается легенда, как однажды пират чуть не подавился такими же костями и захрипел «х-х-х-х-х».
Такие поясняющее истории в комплексе со зрительными и слуховыми образами обеспечивают быстрый результат, повышая их мотивацию и самооценку. Известно, что мозг человека легче запоминает то, что поддается логическому объяснению. К методике прилагаются складовые ленты для быстрого обучению чтению слогов.
Сильные стороны данной методики:
К минусам методики можно отнести:
2. Классический метод обучения чтению при помощи выделения первого звука из слова
Ребенку показывают букву и картинку-подсказку, где изображен предмет, название которой начинается на заданную букву. Например, по этой методике, часто при изучении буквы “А” показывают изображение арбуза, а когда учат букву “К”, используют картинку с котом.
Сильные стороны данной методики:
К минусам методики можно отнести:
3. Целостное запоминание слов по методике Глена Домана
С помощью карточек со словами дети запоминают слова целиком, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Например, родитель показывает карточку, где нарисован кот, и произносит слово “кот” вслух. За короткое время озвучивают сразу несколько карточек и такое обучение повторяют несколько раз в день. Так ребенок запоминает слово, опираясь на его написание.
Сильные стороны данной методики:
К минусам методики можно отнести:
Примечание эксперта: в младшем возрасте дети больше интересуются яркими картинками нежели однообразными и малопонятными для них знаками. В связи с этим некоторые критики утверждают, что этот метод может оказывать чрезмерное давление на маленьких детей с целью достижения результатов, что потенциально может привести к стрессу или тревоге.
4. Чтение по Монтессори
Основная идея методики Монтессори заключается в том, что дети перед произношением буквы пытаются ее написать. Для этого используются специальные тактильные карточки с буквами, по которым дети могут проводить пальчиком, одновременно называя соответствующий звук. Так ребенок знакомится с формой букв и их звуками, помогая себе перейти к чтению слов и фраз.
Сильные стороны данной методики:
К минусам методики можно отнести:
5. Обучение чтению кубикам Николая Зайцева
Методика «Кубики Зайцева» помогает детям научиться читать, используя игровые кубики со складами и буквами. Детально продуманная методика имеет в комплекте 52 кубика, наполненных железными элементами для звонких согласных, и деревянными элементами для глухих согласным. Кубики разделяются по цветам и размерам: большие кубики – это твердые слоги, а маленькие – мягкие.
Сильные стороны данной методики:
К минусам методики можно отнести:
Достижение баланса между безопасностью, пользой и удовольствием от обучения чтению
В заключение хочется подчеркнуть, что выбор методики должен учитывать уникальные особенности, интересы и предпочтения ребенка. Используя различные методы обучения, разработанные выдающимися и опытными педагогами, мы можем создать сбалансированный подход, который обеспечивает безопасность, пользу и удовольствие от обучения чтению. Это в конечном счете позволит раскрыть весь потенциал каждого ученика.
Уделяя приоритетное внимание безопасному, полезному и приятному процессу обучения, мы можем направить детей на путь становления уверенными в себе и способными читателями. Важно помнить, что основы чтения закладывают базу для обучения и исследований на протяжении всей жизни. Поэтому подходить к обучению чтению необходимо с заботой и вниманием, которых оно заслуживает.